» » Упражнения для координации рук. Физические упражнения на координацию движений. Как развить ловкость и координацию у детей

Упражнения для координации рук. Физические упражнения на координацию движений. Как развить ловкость и координацию у детей

Координация движений – точность перемещения нашего тела в пространстве относительно команд головного мозга с сопутствующим сохранением равновесия. Эта способность развивается у человека с ранних лет, но даже во взрослом возрасте ее помогут прокачать специальные упражнения на координацию.

Развитие навыка с детства

Чем больше ребенок уделяет времени спортивным развлечениям, например, настольному теннису, акробатике, да и просто активным играм, тем лучше у него развиваются ловкость и координация.

При нормальном состоянии нервной системы и вестибулярного аппарата, ловкость при рождении у разных детей различается незначительно. Но затем, в зависимости от образа жизни, потенциал теряется. В итоге кто-то не может поймать теннисный мячик, брошенный ему с 10 метров, а кто-то попадает с 20 метров баскетбольным мячом в кольцо, стоя к нему спиной. Рассмотрим, почему так получается.

Детский возраст – самое удобное время для закладывания нужных физических характеристик. Мышечная память впитывает все движения как губка, прочно сохраняя их на долгие годы. Затем, по мере взросления ребенка, способность к обучению начинает угасать. Конечно, учиться никогда не поздно. Но в 18–20 лет тренировка какого-либо физического навыка будет уже несколько сложнее, чем в 13–14. А после 30 лет для решения той же самой задачи потребуется еще больше времени и усилий. Точно так же и с координацией. Чем раньше вы начнете над ней работать, тем проще будет добиться результатов.

Простые тесты на координацию

Проведем такой тест: попробуйте вращать кисть по часовой стрелке, а эту же руку в локте против часовой стрелки. Не получается, да? Зато отлично выходит вращать все это в одном направлении. Все потому, что наш координационный центр привык к симметрии, покою, синхронности. Если что-то надо сделать не по привычному сценарию – возникают сложности, ведь мозг и тело этого не умеют, их надо учить. Кстати, это ведь первое упражнение на координацию, по сути, начало ее тренировки.

Еще один тест: встаньте на одну ногу, вторую отведите назад, руки в стороны. Закройте глаза и считайте, сколько вы так простоите. И это тоже упражнение на координацию, которое поможет улучшить ваш баланс и ловкость.

Третий тест: возьмите 2 теннисных мяча (кстати, пусть они у вас лежат дома, иногда бывают полезными) и кидайте их об стену поочередно правой и левой рукой – хорошо получается, да? А теперь встаньте на одну ногу и сделайте то же самое. Сложнее? Есть такой момент. А теперь самое вкусное – прыгайте на одной ноге и продолжайте кидать и ловить мячики. Все, ступор, неразбериха, мячики улетели по углам, а вы, вообще, упали.

Еще есть не один тест на координацию, тут можно придумать все что угодно. Просто прикажите своему телу выполнять нестандартную связку движений. И вы увидите, насколько ваше тело несовершенно в этом плане.

Вестибулярный аппарат

Этот сегмент головного мозга помогает определять нашему телу, где низ, а где верх, где право и где лево. Работает он за счет гидравлического давления на особые рецепторы. Если убрать силу тяжести, вестибулярный аппарат просто потеряется.

Эта часть мозга отвечает за равновесие и ловкость. Для него тоже существует специальная тренировка, которая действительно может помочь вам быстрее приспосабливаться к резким нестандартным движениям.

Тест на вестибулярный аппарат (или на равновесие): встаньте прямо, за счет ног совершите 10 оборотов по часовой стрелке, потом сразу же 10 оборотов против. Резко остановитесь и попробуйте встать на одну ногу. Многие после такого и на двух то устоять вряд ли смогут. Этот тест показывает уровень развития вашего вестибулярного аппарата. Кстати, танцы, акробатика, фигурное катание, занятия на пилоне хорошо помогают его укрепить.

Со временем, если его не тренировать, вестибулярный аппарат деградирует, телу становится сложнее адаптироваться после вращений и резких изменений положения. Может появляться тошнота и головокружение. Кстати, тошнота от воздушных ям в самолете, от резких ускорений – признак ослабленного вестибулярного аппарата.

Хороший способ развить его таков:

  1. Встаньте прямо, руки вдоль туловища или же скрестите их на груди.
  2. Сделайте 10 поворотов по часовой стрелке за счет поясницы. То есть, ноги на месте, вращается все, что выше таза. Чем больше амплитуда вращений, тем лучше.
  3. Резко остановитесь, прислушайтесь к вашим ощущениям. Если появилась тошнота – сделайте еще 10 повторений, но в более медленном темпе.
  4. Если тошноты нет, сделайте 10 поворотов против часовой стрелки.
  5. Для первого раза хватит. Повторите на следующий день упражнение, но увеличьте количество вращений в 2 раза.
  6. Затем включите ритмичную музыку и делайте эти вращения по 10, 20, 30 минут. С одной стороны, будет подкачиваться боковой пресс и низ спины, а с другой – ваш вестибулярный аппарат будет в норме. И еще один бонус – если вы вдруг примите больше алкоголя, чем вам можно и почувствуете так называемые вертолеты, вы уже не побежите в туалет. Тем не менее, пить мы не рекомендуем.

Теперь вы знаете, как укрепить вестибулярный аппарат. Вы уже знаете парочку упражнений на координацию и ловкость, вот еще несколько.

Упражнения на развитие координации

К упражнениям на координацию можно отнести в первую очередь, все те тесты, которые мы привели выше. Еще добавим такие элементы, которые помогут улучшить ваши координационные навыки:

  1. Чтобы развивалась наша зрительно моторная координация, возьмите теннисный мячик, встаньте на одну ногу и подкидывайте его, ловя по очереди то правой, то левой рукой. Затем подкидывайте правой, ловите левой. И наоборот. Когда вам станет это легко, возьмите второй мячик (вот он и пригодился!).
  2. Чтобы координация движений стала более четкой, начните играть в настольный теннис. Это просто и увлекательно. Вы концентрируете взгляд на мячике и отбиваете его ракеткой. Высокая скорость и концентрация отлично развивают реакцию и моторику движений.
  3. Для развития равновесия удобно стоять на одной ноге, занимаясь параллельно разными делами – читайте книгу, кидайте мячик, вращайте головой.
  4. Каждую неделю проводите тесты на ловкость. Каждое упражнение на координацию помогает развить ее. К тому же, каждый тест – это и есть упражнение на координацию.
  5. Усложните упражнения на координацию, добавив новые элементы. Например, попробуйте жонглировать двумя мячиками, стоя на одной ноге. А еще лучше – прыгайте через невысокое препятствие боковым ходом, или прыгайте по очереди на правой и левой ноге.
  6. Еще один вид упражнения на координацию – бой с теннисным мячиком. Он очень понравится боксерам и просто тем, кто хочет научиться быстро и точно бить. Давайте подробно поговорим об этом упражнении.

Бой с мячиком (Fight Ball)

Потребуется бейсболка с регулятором размера на затылочной стороне, прочная и эластичная резинка, теннисный мячик и пластырь. Нужно прикрепить пластырем резинку к мячику, а второй конец резинки закрепить на кепке в районе регулятора. Длина резинки должна быть чуть короче длины вашей вытянутой руки.

Надеваем кепку козырьком назад, встаем в ударную стойку, руки держим у лица, бьем мячик кулаком (ударными костяшками). Мяч улетает от вас, натягивая резинку, затем с ускорением возвращается обратно. Вы можете уйти от летящего мяча, наклонившись чуть вбок, а можете отбить его другой рукой. Таким образом, вы будете боксировать мячик столько, сколько хотите.

В качестве соревновательной цели можно использовать количество ударов или время, за которое мяч ни разу не остался без удара. Будьте готовы к тому, что иногда он будет прилетать вам в лицо. И помните, чем сильнее вы ударите, тем сильнее вам может прилететь. Теннисный мяч – очень коварный противник.

Координация является общей проблемой даже для продвинутых исполнителей. К сожалению, играть двумя руками одновременно в 37 раз сложнее, чем с отдельными руками. Это не техническая проблема. Это проблема координации. Хотя некоторые люди могут сказать, что координация это и есть техническая проблема, целесообразно рассматривать её отдельно. Так что работа над техникой отнесется к игре отдельными руками. После того как вы освоили технику (то есть, вы можете играть прекрасно отдельными руками, и подсознательно), вы будете готовы к установлению координации между руками.

Проблема здесь такая же, как при попытке тереть живот в круговом движении и хлопать по голове одновременно. Попробуйте его!

Вы увидите, что движение одной руки вмешивается в движение другой руки. Они обе желают двигаться похожим образом. Как вы справляетесь с этим?

Сначала поймите естественную последовательность событий: голова (мозг) - нервы - мышцы. Мозг отдает приказы, нервы передают приказы, мускулы повинуются. Чтобы справиться с взаимовлиянием (симпатией) движений вы должны иметь четкий мысленный образ того, что вы конкретно пытаетесь сделать. Затем вы должны препятствовать симпатии на уровне нервов. Большинство людей пытаются справиться с этим на мышечном уровне, и в результате все становятся все более и более напряжены. Справляться следует на нервном уровне. Как это сделать? Я не могу вам сказать. Я не знаю, как вам сказать. Но это не имеет значения, потому что вы уже сами знаете, как это сделать. Вы уже проделали самые удивительные подвиги координации. Как, например, способность ходить.

Хорошо. Теперь некоторые практические советы. Начните тереть живот. Теперь вы собираетесь начать хлопать по голове. Но не начинайте ожесточенно хлопать. Сделайте один хлопок и остановитесь. В то же время продолжайте тереть живот. Ваша цель не допустить, чтобы этот один шлепок нарушил поглаживание живота, которое должны быть ровным и регулярным. Исследуйте, как можно этого добиться. Помните, что это не работает на мышцах - если вы напрягаетесь или теряете равномерность движения поглаживания, значит вы используете (неправильный) мышечный подход. Постарайтесь продержаться некоторое время: поглаживая живот и отпуская одиночные удары по голове. Когда вы приобретете уверенность, начните делать два хлопка. Затем три, пока не сможете хлопать по голове и тереть живот в одно и то же время. Затем проделайте все в обратном порядке. Начните хлопать по голову равномерно и регулярно. Затем сделать один круг по вашему животу. Опять целью является не допустить, чтобы одним круговым движением помешать регулярности хлопков. Помните, мы говорим здесь о торможении нервов, а не о напряжении мышцы.

Получается?

Игра двумя руками одновременно следует тому же принципу, но более сложному, поскольку у вас больше движущихся частей для координации (пальцы, кисти, запястья, предплечья, руки, плечи).

Поэтому упражнения, в которых обе руки делают одно и то же, будут почти бесполезным для координации. Эти упражнения способствуют симпатии движений и зависимости рук. Они подобны постукиванию по животу и голове одновременно. Вы же хотите независимого движения рук и координации. Поэтому убедитесь, что вы действительно освоили движения в каждой руке в отдельности, прежде чем пытаться соединять их. Потом начните одной рукой - скажем, правой - делать полные движения - всю последовательность нот - и "хлопните" одной нотой в левой руке. Повторите столько раз, сколько необходимо, чтобы получить умение нажимать ноту в левой руке, не мешая движению правой руки. Затем добавьте вторую ноту. Потом третью. До тех пор, пока вы не сможете сыграть весь пассаж. Затем проделайте обратное: играя левой рукой, правой добавляйте ноты. И всегда помните, что вы нацеливаетесь на нервы, а не на мышцы.

Упражнения на координацию

КУВЫРКИ ВПЕРЕД

Выполнение: следить за плотной группировкой.

Задача: разминка, координация движений.

КУВЫРОК ВПЕРЕД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ

Выполнение: во время прыжка полностью разогнуть ноги, руки прямые - расстояние между ладонями 15-10 см.

Задача: координация движений с динамической нагрузкой.

Все кувырки необходимо выполнять на специальных матах. При этом требуется убрать все лишние предметы, о которые можно удариться.

КУВЫРОК ВПЕРЕД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ (с поворотом на 180 градусов) - КУВЫРОК НАЗАД С ПРЫЖКОМ ВВЕРХ (с поворотом на 180 градусов).


Задача: координация с динамическими движениями, постановка поворота из положения стоя.

КУВЫРКИ НАЗАД

Выполнение: быстрый упор рук под плечи, можно делать не группируясь.

Задача: координация движений при движении назад.

Общеобразовательные упражнения

1. Комплекс упражнений для развития координации движений, который можно использовать в качестве разминочного для последующих более ресурсоемких упражнений. Также эти упражнения можно использовать для ежедневной утренней зарядки.


Эти упражнения необходимо выполнять в начале тренировки с целью разогрева мышц и суставов конечностей для осуществления более трудных динамических упражнений. Для увеличения координационного эффекта можно на время выполнения упражнений закрыть глаза.

В развитии координации также важны и некоторые другие принципы:

Отсутствие вредных привычек - курение, злоупотребление алкоголем;

Регулярные спортивные занятия (командные виды спорта, бодибилдинг и фитнес, легкая атлетика, единоборства и борьба, лыжи, коньки).

Регулярный ночной сон (7-9 часов в сутки);

Регулярное, рациональное питание (3-5 раз в день).

  • 1. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой - горизонтальные. Упражнения выполняйте на два счета.
  • 2. Вытянутой правой рукой делайте круговые движения, левой - вертикальные взмахи вверх-вниз на два счета.
  • 3. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой вычерчивайте равнобедренный треугольник. Выполняйте на три счета.
  • 4. Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одну руку поворачивайте по часовой стрелке, чуть разгибаясь в локтевом суставе, другую - против часовой стрелки.
  • 5. Правая рука на голове, согнутая левая ладонью повернута к животу, правой рукой делайте движения вверх-вниз, левой - круговые во фронтальной плоскости около живота.

И ещё несколько простых упражнений

Стоя на одной ноге в течение одной минуты, нужно сохранять равновесие. Руки лучше развести в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. При совершенствовании навыка координации можно закрывать глаза.

Упражнение с мячом . Стоя напротив стены или двери на одной ноге, нужно кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит от поверхности. Смотреть нужно только на мяч, чтобы тело получало навык удерживать равновесие.

Прыжки . Стоя на одной ноге, нужно подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание - приземление в исходную позицию. Упражнение выполняется в течение нескольких минут

Развитие координации движений - важная составляющая часть занятий спортом и лечебным фитнесом. Хорошая координация увеличивает ловкость, обеспечивает лёгкость и красоту движений, снижает риск получения бытовой или спортивной травмы. Существуют определённые упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В этой статье будут рассмотрены способы тренировки и развития координации, методы ее оценки, а также причины, по которым этот двигательный навык следует развивать.

Оценка координации

Чтобы проверить свои способности, пройдите несколько следующих тестов.

  1. Встаньте ровно, поставьте ступни на расстоянии 10-15 см. Теперь закройте глаза и попытайтесь сдвинуть вместе сначала носки, а затем пятки.
  2. Закройте глаза, руки поставьте как можно шире .Попробуйте дотронуться указательным пальцем руки до кончика носа.
  3. Сядьте на табуретку. Вытяните перед собой ногу и описывайте ею в воздухе большие круги по часовой стрелке. Одновременно с этим рисуйте в воздухе цифру «6» противоположной рукой.
  4. Закройте глаза. Поглаживайте себя ладонью по животу или груди в направлении «по часовой стрелке». Одновременно постукивайте себя по затылку другой ладонью.
  5. Встаньте прямо, раскиньте руки, вытяните перед собой ногу и закройте глаза. Постарайтесь продержаться в этой позе как можно дольше. Оптимальный результат - 30 секунд.
  6. Важно! Если ваши тесты показывают очень низкий или нулевой результат, проблема может скрываться не в плохом физическом развитии, а в особенностях нервной системы. При желании обратитесь на консультацию к неврологу.

    Зачем нужно её развивать

    Во-первых, координированный человек комфортнее чувствует себя в быту. Он ловко обращается с предметами, которые берёт в руки, может увернуться от опасности, сгруппироваться в падении. Во-вторых, хорошая координация обеспечивает слаженность работы нервной системы, согласованность процессов, происходящих в коре головного мозга.

    Координированные дети развиваются лучше, чем их неподготовленные сверстники, а спортсмены с развитой координацией значительно меньше подвержены травмам. Тренировки для улучшения координации благотворно сказываются на крепости мышц, которые отвечают за стабилизацию позвоночника.

    Методы развития координации

    Всего существует четыре метода развития координации:

    1. Игровой. Используется для развития способностей маленьких детей. Обеспечивает интерес малышей к упражнениям, включает систему поощрений.
    2. Повторный. Основывается на монотонном повторении развивающих упражнений до формирования автоматизма движений. Широко используется в обучении жонглированию.
    3. Вариативный. Состоит из упражнений различной сложности и техники выполнения. Используется для обучения как взрослых, так и детей.
    4. Соревновательный. Обладает преимуществом благодаря дополнительной мотивации - желанию выполнить задание лучше, чем соперник. Показывает наилучшие результаты в комбинации с игровым методом.

    Тренировка координации

    Включает в себя как статичные упражнения для стимуляции баланса, так и активные игры для развития ловкости.

    Знаете ли вы? Некоторые виды спорта требуют уникальной координации для успешного тренировочного процесса и участия в соревнованиях. Так, в 2017 году на соревнованиях по прыжкам на лыжах с трамплина австриец по фамилии Крафт установил мировой рекорд, пролетев 253,3 метра. Лишь феноменальное владение телом позволило Крафту устоять на ногах и не коснуться точки приземления корпусом.

    Комплекс упражнений

    Главная цель этого комплекса - приучить тело контролировать себя, ориентируясь только на личные ощущения, а не на зрительную картинку перед глазами. Он заключается в следующем:


    Важно! Комплекс упражнений подходит для выполнения как взрослыми, так и детьми. Обязательно присматривайте за детьми во время выполнения упражнений, чтобы они себе не навредили.

    Подвижные игры

    Чаще всего их практикуют в компании, так как совместное выполнение мотивирует к быстрому совершенствованию.


    Существуют тонкости и хитрости, которые помогают совершенствоваться в развитии координации быстрее:

  • уделяйте упражнениям ежедневно не менее двадцати минут. Выполняйте два-три упражнения за день, в конце недели делайте полноценную часовую тренировку. Так однообразие упражнений вам не наскучит, и вы будете постепенно оттачивать необходимые рефлексы;
  • увеличьте периоды активности. Займитесь танцами, пилатесом, теннисом, играйте со своими детьми. После работы ходите пешком - подвижный образ жизни не только улучшает координацию, но и способствует похудению;
  • вносите в тренировки элементы других видов спорта: кикбоксинга, ;
  • не задерживайтесь на простом. Каждую неделю-две усложняйте упражнения: увеличивайте темп их выполнения, тренируйтесь с закрытыми глазами.

Развитие координации необходимо для общего укрепления организма и стимулирования работы нервной системы. Использование различных методов развития координации позволяет добиться максимальных результатов как у взрослых, так и у детей.

Знаете ли вы? Цирковые эквилибристы - люди с безупречной координацией, они ходят по натянутому над землей канату. Мировой рекорд в эквилибристике установил французский канатоходец Филипп Пети, который в августе 1974 года несколько раз прошёл по канату, натянутому между крышами двух небоскрёбов Всемирного торгового центра.

Чередуйте комплекс упражнений с подвижными играми, и через несколько месяцев регулярных тренировок вы будете владеть собственным телом увереннее.

Видео: эффективные упражнения для координации


Тема: Тонкая моторика рук. Координация движений пальцев и кистей рук. Графические умения.

Источники способностей и

дарований детей – на кончиках

их пальцев. В.А.Сухомлинский

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках:»А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: » Отбился от рук», «Всё дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учёными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, подчёркивает М.М.Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Это даёт основание приравнивать её к артикуляционному аппарату и судить о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции. Таким образом, моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных движений.

Известно, что речью управляет ЦНС. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов и многое другое. Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем способствовать ей, развивая мелкую моторику ребёнка.

Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц рук, степень окостенения запястья и фаланг пальцев. На основе обследо­вания детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движе­ний пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и ре­чевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и да­же выше нормы.

^ Речь совершенствуется под влияни­ем кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рас­суждать, у него достаточно развиты па­мять, внимание, связная речь.

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей поступивших в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и матема­тики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пи­шут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь». Развитый мозг и неразвитая рука -вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку можно и необходимо развивать.

В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости и совершенствование тонких и сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук. В эту программу могут быть включены следующие виды заданий .

1. Пальчиковый игротренинг

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любой урок, занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъём и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи.

Учителю рекомендуется знакомить детей с такими упражнениями и играми в определённой последовательности : сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статистическую позу кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера. Надо стремиться к тому, чтобы ученики, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем.

^ 2. Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности

Большим коррекционно-развивающим потенциалом обладают традиционные виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание, плетение), а также и нетрадиционные виды деятельности: выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учётом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; изготовление оригами. Важным в таких упражнениях является приобретение ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, а также формирование навыка содружественных и координированных движений правой и левой рук с одновременным разграничением их функций.

^ 3. Упражнения специальной графической подготовки

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

Детям предлагаются задания, связанные со штриховкой. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка) ; штриховку длинными параллельными отрезками. При их выполнении необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки-раскраски.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

^ Игра «От дома к дому». Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

^ Игра «Кто быстрее – кто ровнее?» – точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2х групп детей. У каждой команды – доска, на которой воспитатель рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей – сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.

^ Игра «Парашютисты». В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз
«посадить» своих парашютистов.

^ Игра «Охотник и волк». На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом – волк. Охотник «должен выстрелить и убить волка» (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги).

^ Игра «Самолет и облако». Ребенку предлагается сделать одно облако«таким темным», чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое
«светлым», чтобы самолет был через него немножко виден.

^ Упражнение «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10 –15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.

^ Упражнение «Обведи квадрат». Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. «Соскальзывание» карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.

^ Упражнение «Дорога». Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге «машину» до дома так, чтобы она «ехала» точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.

Письмо – это « разговор с белым листом бумаги ». А рисунок – естественный предшественник этого будущего «разговора с белым листом».
Рисуя, ребенок тренирует свою руку для письма, совершенствуются ее движения.

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. В процессе рисования дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Вместе с тем рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Хорошо подготовить руку ребенка к письму поможет рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

^ 4. Специальные физические упражнения

Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, лент), игрушек на уроках физической культуры. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности (рисование, лепка) заключается в одновременной тренировке обеих рук.

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой ру­кой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной поста­новкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокой­ными, доброжелательными, точными, Каждое задание имеет название, выпол­няется два-три раза в день. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, жела­ние, возможности. Главное, чтобы за­нятия приносили детям только положи­тельные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование и раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятель­ность ребенка была успешной, - это бу­дет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Умелыми пальцы становятся не сра­зу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематичес­ки - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уве­ренно держать карандаш и ручку, са­мостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мел­ких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подар­ки своим близким, принося им и себе радость. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.