» » Правила шахмат. Фигуры в шахматах. Шахматные фигуры. Как научиться играть в шахматы с нуля самостоятельно и дойти до уровня профи? Правила игры а шахматы

Правила шахмат. Фигуры в шахматах. Шахматные фигуры. Как научиться играть в шахматы с нуля самостоятельно и дойти до уровня профи? Правила игры а шахматы

Если вы не знаете, как увлекательно провести вечер всей семьей, попробуйте сыграть в шахматы. Для того чтобы освоить эту интеллектуальную старинную игру, совсем не обязательно иметь высокий IQ. Важно изучить основные правила игры в шахматы – и при определенном старании вскоре вы сможете придумывать новые комбинации ходов не хуже опытных игроков.

Азы игры для начинающих игроков

Шахматная доска включает 64 квадрата, где белые поля чередуются с темными. Горизонтальные линии нумеруют от одного до восьми, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами с a по h. Каждому полю доски присваиваются свои координаты, образованные из названия вертикальной полосы и номера горизонтальной полосы на доске, например, а7, f5 и т. д.

Перед началом партии стоит не только узнать правила игры и понять, как играть в шахматы, но и правильно разместить доску. Ее кладут так, чтобы у каждого участника с правой стороны располагалось угловое поле белого цвета. Игроков два: один управляет фигурами белого цвета, а второй – фигурами темного (черного) цвета. Все фигуры имеют собственные уникальные наименования: король, ферзь (королева), слоны (офицеры), ладьи (туры), кони и пешки. В игре участвуют один король (обозначение при записи Кр) и ферзь (Ф), два коня (К), две ладьи (Л), два слона (С) и восемь пешек (п.) с каждой стороны – всего по 16 фигур.

Правила игры в шахматы для начинающих и детей: просто о сложном

Изначально все фигуры на доску выставляют так, как показано ниже.

Все они ходят особым, свойственным только им образом:

Выполнение шаха и мата

Шах – это нападение фигур противника на короля. В этой ситуации знать правила игры очень важно, чтобы понять, как научиться играть в шахматы. Вы не сможете сделать ход другой фигурой, кроме короля, пока не уведете его из-под шаха. С помощью черного слона можно легко создать шаховую ситуацию для белого короля, как, впрочем, и наоборот: белый офицер угрожает черному королю.

На следующих рисунках шах объявлен черным фигурам, но они защищаются от него, переместив слона на с5.

Матом называется шах, который нельзя нейтрализовать. Объявленный мат считается выигрышем. Классический вариант: ферзь атакует короля, у которого нет никаких путей к отступлению. Убрать королеву с доски король также не способен, поскольку ее защищает белый король.

Мат также можно поставить с помощью ладьи: уйти из-под удара ключевой фигуре черных мешают черные пешки f7, g7 и h7.

Список литературы по обучению игре в шахматы:
  1. Левенфиш Г. Я. «Книга начинающего шахматиста» (1957).
  2. Рохлин Я. Г. «Шахматы» (1959).
  3. Подгаец О. А. «Прогулки по белым и черным полям» (2006).
  4. Волокитин А., Грабинский В. «Самоучитель для вундеркиндов» (2009).
  5. Юдович М. М. «Занимательные шахматы» (1966).
  6. Эйве М. «Учебник шахматной игры» (2003).
  7. Халас Ф. «Приключения в шахматном королевстве» (2016).
  8. Калиниченко Н. М. «Уроки шахматной тактики для юных чемпионов» (2016).
  9. Трофимова А. С. «Секреты мастерства для юных шахматистов» (2016).
  10. Чендлер М. «Шахматы для детей. Поставь папе мат!» (2015).
Также предлагем вам ознакомиться с правилами игры в и

Статьи по теме:

В шахматы играют на 64-клеточной доске: 8 горизонтальных рядов, пронумерованных цифрами, и 8 вертикальных рядов, обозначенных латинскими буквами от A до H. Поля шахматной доски делятся на черные и белые, они окрашены соответственно в темные или светлые тона. Каждое поле имеет свой адрес — пересечение буквы вертикали и цифры горизонтали. Доска располагается между играющими так, чтобы темное угловое поле было слева от игрока, например, поле А1 для белых, поле H8 для черных.

Правила игры в шахматы. , их начальное положение

В шахматы играют двое, у каждого стартовый набор из 16 фигур, у одного они светлого цвета — белые, у другого они темного цвета — черные. В начале игры у шахматиста следующие фигуры: король, ферзь, 2 слона, 2 коня, 2 ладьи и 8 пешек. Играющий белыми размещает свои фигуры на первых двух горизонталях, черные располагаются на 7 и 8 горизонтали.

Опишу, как расставлять фигуры на примере белых: на вторую горизонталь выставляете свои 8 пешек, по углам ладьи, рядом с ними кони, за ними слоны и уже в центре первой горизонтали стоят ферзь и король. Чтобы не путать на каких центральных полях первой линии стоят ферзь с королем, есть такое правило — ферзь любит свой цвет, то есть если вы играете белыми, то ферзь идет на белое поле D1, если черными, то на черное — D8.


Шахматные фигуры. Слева направо — Король — Ферзь — слон — конь — ладья — пешка

Правила игры в шахматы. Ходы

Ход — это перемещение своей фигуры с поля, где она стоит на другое свободное поле или поле, занятое фигурой соперника. Во втором случае чужая фигура снимается с доски, на ее место ставится своя фигура и это действие называется взятие, или по-простому «съели фигуру». Ходить на поля, где стоит своя фигура, нельзя. Фигуры, за исключением коня, не могут перепрыгивать свои или чужие. Каждая фигура ходит по своим определенным правилам.

Итак, как же ходят фигуры:

Пешка ходит только вперед, если это ее первый ход, то она может сходить на два поля, в дальнейшем она может передвигаться только на 1 клетку. Ест пешка на 1 поле по диагонали, наискосок вперед.

Ход пешкой, следующим ходом — взятие чужой пешки

У пешки есть возможность съесть чужую пешку, если первым ходом пешка соперника проходит поле, остановившись на котором могла быть съедена — это называется взятие на проходе. При взятии на проходе чужая пешка снимается с доски, а ваша ставится на поле, на котором могла быть съедена пешка.


Ход пешкой, а следующим ходом — взятие на проходе

Если пешка достигает последней горизонтали (для белых — это восьмая, для черных — первая), то она превращается в любую другую фигуру, за исключением короля, по желанию играющего. Например, ваша пешка доходит до конца, вы ее снимаете с доски и на это же поле ставите ферзя.

Ладья ходит на любое поле по вертикали или горизонтали (влево — вправо, верх — вниз).

Слон ходит на любое поле по диагонали, при этом если слон изначально стоял на белом поле, то он называется белопольным слоном и он ходит только по светлым полям диагоналей. Аналогично с чернопольным слоном.

Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали.

Король — может ходить только на 1 клетку в любом направлении.

Но он не может ходить на битые поля — это такие поля, на которых может быть съедена ваша фигура следующим ходом соперника.

У короля есть особый ход во взаимодействии с ладьей, он называется рокировка. Если король не двигался с начала игры, то он может рокироваться с ладьей. Король перемещается на 2 клетки в сторону, а ладья становится рядом с ним.


Короткая рокировка
Длинная рокировка

Конь ходит русской заглавной буквой «Г» в любом направлении, то есть на две клетки по вертикали и одну по горизонтали или две по горизонтали и одну вертикали. Конь — это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать, как свои, так и чужие фигуры.

Правила игры в шахматы. Цель, победа или ничья

Игроки в шахматы делают ходы поочередно, первый ход за белыми. Партия в шахматы продолжается до победы или ничьи. Вы выигрываете, если поставили мат сопернику. Чтобы лучше понять, что такое мат, начнем с рассмотрения понятия шаха.

Шах — это ход, после которого вражеский король оказывается на битом вами поле, то есть под угрозой съедания. Такой ход означает дать (объявить) шах королю. Находящийся под шахом король должен следующим ходом устранить шах, например, отойти на другое поле или защититься от шаха своей фигурой или съесть фигуру, дающую шах.


Шах слоном

Мат — это когда король находится под шахом и не может устранить этот шах, то есть игрок сделавший неотразимый шах, поставил мат сопернику.


Белые ставят мат

Партия заканчивается вничью, если нет возможности поставить мат, например, у одного остался только король, а у второго король и слон или король и конь. Одним конем или слоном мат невозможно поставить, поэтому фиксируется ничья. Если один из игроков поставит Пат, то это тоже считается ничья.


Белые делают ошибочный ход и получается ничья, так как на доске — Пат

Пат — это когда появляется позиция на доске, при которой соперник не может сделать ход. Пат похож на мат, за очень важным исключением, при мате есть шах, а при пате его нет.

Самые распространенные заблуждения относительно правил игры в шахматы можно .

Шахматы – увлекательная настольная игра, которая с давних времен славится как игра истинных интеллектуалов. Игра способствует развитию мышления, способности правильно оценивать ситуацию и находить из нее выход. Но играть в шахматы могут не только те люди, которые обладают хорошим мышлением. Правила игры относительно несложные, поэтому новичок в течение нескольких игр сможет их запомнить и даже делать определенные успехи. Дети с легкостью осваивают данную игру, а шахматные турниры проводятся не только для взрослых, но и для детей.

Легенда о появлении шахмат

В давние времена, несколько тысяч лет назад, когда на земле еще не существовало телефонов, компьютеров, телевизоров и прочей техники, в Индии правил очень деспотичный и кровожадный правитель. Самым большим развлечение для него была война , он и года не мог просидеть на месте, чтобы не воевать. Все соседние государства и племена разбегались от ужаса, который наводил на них жестокий правитель Индии. Да и индийскому народу все эти войны очень надоели. Но правителя ничем нельзя было отвлечь от любимого занятия.

Однажды один мудрец пришел к правителю и предложил сыграть в игру, которая имитировала войну между двумя государствами, но не вживую, а на доске с нарисованными клеточками. В игре, кроме короля, была конница, крепости и пешки, что очень понравилось правителю. У мудреца была цель не только отвлечь правителя от настоящих войн, но и показать ему, что он ничего не значит без своих подданных.

Индийскому правителю настолько понравилась игра, что он играл в нее практически без остановок и совсем забыл о реальных войнах. Когда он спросил у мудреца, что же он хочет в награду за придуманную игру, мудрец, немного подумав, ответил, что хочет зерна, а о его количестве ответил так: «На первую клеточку положи мне 1 зернышко, на вторую клеточку – 2, на третью в два раза больше и так дальше, пока не заполнятся все клеточки». Правителя немного обидел такой ответ, он думал, что мудрец считает его слишком скупым, но все-таки выполнил желание мудреца.

Когда придворные математики подсчитали, сколько в итоге правитель должен зерна мудрецу получилась огромная сумма — намного больше, чем выращивали все земледельцы страны за год. Тогда правитель понял, что мудрец поистине умен, и сделал его своим главным помощником.

Цель и описание игры

Правила игры на протяжении многих веков видоизменялись и трансформировались. Классические правила игры, по которым сегодня играет весь мир, сформировались пару веков назад.

Игра проходит на доске, которая состоит из 64 клеток черного и белого цвета (клетки разных цветов чередуются между собой). Игра рассчитана на двух игроков, с двумя комплектами фигур (один комплект белого цвета, второй черного). Каждый комплект состоит из 16 штук:

Каждая фигура ходит по-своему, а за один ход можно походить только одной фигурой. Начинает игру тот игрок, у которого белые фигуры. Все фигуры можно «убивать» кроме короля.

Существует два вида шахматной игры:

  • На время;
  • Без времени.

Если это обычная дружеская игра, то обычно играют за чашкой кофе, без времени, игроки ходят по очереди, пока один не проиграет. На турнирах и соревнованиях играют на время — это когда каждому игроку дается определенное количество времени на раздумья. Как правило, время дается не на один ход, а на всю игру в целом.

По времени игра делится на 3 типа:

  • Пуля. Это когда на всю игру каждому игроку дается всего по одной минуте.
  • Блиц. Еще такой тип игры имеет название быстрые шахматы. Каждому игроку дается на всю игру от 12 до 20 минут.
  • Классические шахматы. В данной игре время выделяется от 20 минут до нескольких часов. Можно спокойно обдумать и спланировать тактику игры.

Очень важно знать следующие понятия:

  • Шах — король находится под ударом фигурой противника. Но короля можно закрыть любой своей фигурой, или же король может уйти с той клетки, на которой он находится под ударом.
  • Мат — король находится под ударом и у него нет возможности уйти или спрятаться за любой своей фигурой. Другими словами, когда король не может уйти от нападения, мат означает проигрыш.
  • Пат — игрок не может никуда сходить ни одной из своих фигур. Пат означает ничью.

Цель игры – «захватить» короля противника до того, как его армия «захватит» вашего короля. Объявить сопернику мат или же создать такую ситуацию, когда соперник захочет самостоятельно сдаться. Чаще всего это происходит, когда почти все его фигуры биты.

Первое, с чем необходимо ознакомиться начинающему шахматисту, это как правильно расставляются фигуры на шахматной доске, и как ходит каждая фигура.

Шахматные фигуры занимают 2 линии на доске — те, которые находятся ближе к игроку. На второй линии располагаются пешки в каждой клетке. На первой линии по краям ставятся ладьи, далее ближе к центру — кони, затем — слоны (офицеры), две оставшиеся клетки занимают король и ферзь (королева). Черная королева стоит на черной клеточке, а черный король, соответственно, на белой. Белая королева стоит на белой клеточке, а король — на черной. Существует поговорка о том, что королева любит свой цвет, именно поэтому фигуры так и располагаются.

Сбоку на доске с одной стороны написаны цифры, а с другой — буквы. Белые фигуры расставляются на 1 и 2 линию, а черные — на 7 и 8.

Самое основное, что нужно знать, перед тем как начать играть – это как ходят все шахматные фигуры. Ходят они все по-разному, поэтому важно запомнить и не путать.

Пешка

Чаще всего игра начинается с хода пешкой , так как все остальные фигуры закрыты пешками (возможен еще ход конем, но об этом позже). Пешка ходит по прямой и только вперед (назад ходить запрещено). Можно ходить на одну клетку или на 2 клетки вперед (то есть через одну). Если пешка уперлась в другую фигуру, то ходить она больше не может, пока не освободится место для хода. Взять (побить) пешка может любую фигуру за исключением короля. Взятие происходит по диагонали на одну клетку вперед.

Уникальное свойство пешки заключается в том, что она может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Для этого ей нужно дойти до последнего ряда с противоположной стороны.

Слон

Слон по своему внешнему виду может запросто замаскироваться под пешку и сбить с толку неопытного игрока. Но слон похож с пешкой только внешне. Ходит данная фигура по диагонали в любую сторону . Взятие так же, как и у пешки, происходит по диагонали. Через фигуру ферзь перепрыгивать не может. Если на преграде ему становится чужая фигура, то он может ее убить, а если своя — то просто проход будет закрыт, и дальше слон двигаться не сможет.

У каждого игрока по два слона, один из них белый – это тот, который изначально стоит на белой клетке и контролирует белые диагонали. Второго слона, который стоит на черной клетке, называют черным, он контролирует черные диагонали. Если слон стоит в центре доски, то ему могут быть подконтрольны целых 13 клеток (в зависимости от загруженности фигурами).

Ладья

Располагается она на крайних клетках доски. Ходят ладьи по прямой по горизонтали и по вертикали на любое количество клеток, которое позволяет пространство. Перепрыгивать через фигуры запрещено. Взятие тоже происходит по прямой, по вертикали или по горизонтали. По своим способностям ходить ладья очень напоминает слона.

Чаще всего первую часть игры ладья не принимает активное участие, так как находится за забором пешек. Свою силу фигура обретает, когда ей предоставлено пространство.

Конь

Это самая хитрая и коварная фигура в шахматах, особенно для новичков. Именно конем сложнее всего научиться ходить и замечать угрозу вражеского коня. Ходит данная фигура буквой «Г». Возможно несколько вариантов:

Конь может перепрыгивать через фигуры как через свои, так и через чужие. Бить конь может только ту фигуру, которая стоит на клетке, где заканчивается его ход, все остальные фигуры, которые мешают его ходу, он просто перепрыгивает.

Король

Король уникален тем, что он не может исчезнуть с шахматной доски, его нельзя убить . Если король оказывается под боем, то он обязан уйти, или же его должна закрыть собой любая другая фигура. Если король не может скрыться от угрозы, объявляется мат и партия считается оконченной. Все фигуры, помимо того, что они должны как можно быстрее поставить мат противнику, не должны забывать о своем короле и его охране.

Ходить король может по горизонтали, по вертикали и по диагонали, но только лишь на одну клетку. Бить фигуры он также может по диагонали, по вертикали и по горизонтали, но только лишь в том случае, если фигура противника находится на расстоянии одной клетки от короля.

Ферзь

Ферзь считается самой ценной фигурой в шахматах. Ходить ферзь может на любое расстояние по диагонали, по вертикали и по горизонтали. Очень схож с возможными ходами короля, но с отличием дальности хода. Перепрыгивать через фигуры ферзь не может.

Если вам предложат играть в шахматы - никогда не говорите: «Не умею». Скажите: «Умею, но не хочу».

Владимир Высоцкий, «Рассказ об игре в шахматы»

Мое желание научиться играть в шахматы появилось именно после такой ситуации. Правда, сказать «умею» я смогла, а вот продолжить «но не хочу» не получилось. Пришлось играть. Несколько оглушительных поражений после коротких партий дали понять: знания правил игры недостаточно, чтобы выиграть. Было ещё что-то, о чём знали только шахматисты. То, что помогало им видеть доску под другим углом, словно заглядывать в будущее и разочарованно комментировать: «Ну что же ты наделала!». Захотелось узнать этот секрет, и я решила понять…

Как взрослый человек может научиться играть в шахматы

Для начала нужно было выяснить, можно ли научиться играть в шахматы самостоятельно: с помощью интернета, мобильных приложений или самоучителя. Тщательный опрос тех, кто уже умеет играть, показал: можно попробовать научиться играть самому, но лучше делать это с другом или преподавателем.

Однако первые шаги всё-таки можно и нужно сделать в одиночестве. Желательно:

  • найти или купить доску;
  • познакомиться с фигурами;
  • узнать правила игры.

На это у вас уйдёт не больше часа. Используйте видео на YouTube, на эту тему есть множество роликов. Если есть желание, отговорки излишни. Начать играть может даже ребёнок (с четырёх лет).

После того как вы разберётесь с этим этапом, стоит искать преподавателя. Почему нельзя учиться играть самому? Ответ очень простой. Вы можете попробовать делать это самостоятельно, и у вас даже начнёт получаться. Дело только в скорости обучения. То, до чего вы додумаетесь за несколько дней, учитель объяснит за час. Более того, опытный игрок или преподаватель поможет увидеть на доске то, чего вы попросту не заметите из-за отсутствия опыта.

Как найти преподавателя

Записаться в шахматную школу или клуб

Единственная проблема, которая может у вас появиться, - это ограничение по возрасту. Но и её можно решить.

Когда я попыталась записаться в ближайшие шахматные школы, мне отказали из-за того, что на обучение берут только малышей. Зато вместо этого предложили прийти и попробовать договориться с преподавателем о частных уроках.

Даже если в вашем городе есть только одна шахматная школа, идите туда и попробуйте найти себе тренера.

Ещё есть шахматные клубы. Чаще всего в них играют люди постарше, объединённые большим желанием и страстью к игре. Это классный выбор для тех, кто любит шахматы, но не всегда хороший вариант для новичка.

Найти друга-шахматиста

Когда я попробовала сделать это, оказалось, что шахматисты состоят в неком подобии «Бойцовского клуба». Простой пост в социальных сетях показал: больше половины моих друзей играли или играют в шахматы. Просто никому об этом не говорят. Попробуйте расспросить своих друзей и вы. Уверена, вы будете удивлены.

Что же касается моего личного опыта, среди своих знакомых и друзей я нашла одного, который оказался кандидатом в мастера спорта по шахматам. Мы быстро договорились об уроках, и я ещё немного приблизилась к поставленной цели.

Нанять преподавателя

Не связываясь с организациями, школами, клубами и кружками, можно просто найти учителя для частных уроков. Постарайтесь встретиться с ним лично до того, как вы договоритесь о первом уроке, чтобы убедиться: с этим человеком вы сможете учиться и не побоитесь переспрашивать у него по нескольку раз непонятные моменты. Если почувствуете дискомфорт, стеснение, неловкость, попробуйте найти другого преподавателя.

«Любой, кто играет лучше вас, уже может научить. Вот только преподаватель не должен быть занудой. И тратиться на суперпрофессионалов сразу не стоит», - советует Владимир Хлепитько.

Peter Miller/Flickr.com

Что читать

Пока ваш тренер будет рассказывать, что такое дебют, миттельшпиль и эндшпиль, учить теории и практике шахмат, попутно демонстрируя искусство композиции, вам уже можно начинать помогать себе двигаться ещё быстрее. Например, с помощью книг. Литература сама по себе не научит играть, зато станет мощным подспорьем в этом нелёгком деле.

1. Для начинающих подойдут книги-самоучители и сборники задач. Например, «Сборник шахматных комбинаций » С. Д. Иващенко, «Учебник шахматной игры » Х. Р. Капабланки и «Путешествие в шахматное королевство » Ю. Авербаха. Не стесняйтесь открывать книги для детей или с пометкой «Для тех, кто только начинает играть». Ведь именно в них сложная система шахмат объясняется очень наглядно и понятно.

2. Когда разберётесь с введением и одновременно проведёте несколько плодотворных уроков со своим преподавателем, переходите к книгам по стратегии и тактике. Разберитесь с каждым этапом игры в шахматы, благо о них написано очень много. Понять, какую именно книгу выбрать, довольно сложно, поэтому обязательно спросите совета у своего тренера. Можно обратить внимание на эти труды:

  • «Моя система », А. И. Нимцович;
  • «Стратегические приёмы в шахматах», А. И. Терехин;
  • «По следам дебютных катастроф », Я. И. Нейштадт;
  • «Переход в эндшпиль», Ю. Разуваев, Г. Несис.

3. Ищите вдохновение. Читайте не только учебники по шахматам, но и книги, связанные с этой великой игрой. Например, Владимир Хлепитько говорит, что ему нравится книга Гарри Каспарова «Шахматы как модель жизни».

Смотрите фильмы о шахматах и шахматистах, например:

  • «Бобби Фишер против всего мира» - о биографии американского чемпиона и его легендарном матче с Борисом Спасским.
  • «Защита Лужина» - фильм, в котором не стоит разглядывать шахматные доски в поисках интересных комбинаций, зато можно погрузиться в его неповторимую атмосферу.
  • «Шахматная горячка» - чёрно-белая советская комедия, конечно же, почти не о шахматах. Зато в кадре появляется сам Капабланка!

А ещё?

Конечно, игнорировать интернет-помощь не стоит. Пока вы тренируетесь в реальности, все остальные способы сделать уроки более результативными тоже годятся.

  • iChess.net - канал, который делает шахматы понятными, добавляет азарта и вдохновляет на новые свершения.
  • «ШахМатКанал » - канал, который специализируется на проведении видеотурниров между блогерами и всеми желающими, после чего детально анализирует ошибки и успехи игроков.
  • Скажу так: если очень сильно хочется, обязательно получится. Для меня попытка научиться играть в шахматы стала настоящим испытанием. Игра, мягко говоря, непростая. Но прекрасная. Поэтому, если вам действительно нравятся шахматы и вы готовы уделять этому немного времени каждый день или хотя бы каждую неделю, всё обязательно получится.

    Успех дадут желание и любовь к игре, а способов достижения успеха много, главное - продолжать передвигать фигурки!

    Владимир Хлепитько, руководитель шахматного клуба Wisdom

    В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
    Начальная позиция фигур выглядит так:

    Пешка

    Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


    В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

    Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

    С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

    Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла .

    На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

    Конь

    Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

    В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

    Слон

    Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

    Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

    Ладья

    Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

    Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

    • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
    • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
    • король не находится под ударом фигуры противника;
    • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

    Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

    Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

    Ферзь

    Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

    Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

    Король

    Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

    В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

    Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя . Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

    На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

    Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

    Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

    В этом случае партия заканчивается вничью.

    По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

    Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.